До недавнего времени демоверсии новой игры Джонатана Блоу были очень короткими. Сейчас же, когда головоломка с открытым миром The Witness обрела дату релиза (26 января 2016 г.), всё совсем не так. В последний раз именитый разработчик был в центре внимания после выхода канадского фильма «Независимая игра: кино». Игра The Braid, выпущенная в 2008 году, сорвала шквал оваций, став хитом Xbox Live Arcade, и обеспечила будущее дальнейшему творчеству автора. Разработка The Witness длится уже более шести лет. The Braid многие проходили за пять часов. Чтобы решить все 667 головоломок, нужно будет провести примерно 80-100 часов в готовящейся игре.
Место действия The Witness — остров посреди океана, покрытый яркими осенними листьями, где заброшенные лаборатории, поросшие травой церквушки и проходы будто замерли во времени. На ум сразу приходят ассоциации с Myst, квестом, локации которого сами по себе большая загадка. Джонатан Блоу подтвердил мои догадки — игра 1991 года действительно являлась источником вдохновения для него. Решение одних головоломок открывает двери, решение других — активирует источники энергии. Мной было решено всего 310 из 667 головоломок. The Witness довольно хардкорна. Игра показывает, насколько хорошо тот либо иной игрок обучается новому. В игре полно моментов, которые подарят вам эйфорические чувства. Вы будете восклицать «Эврикa!».
Если быть честным, то сначала я был скептически настроен — головоломка в открытом мире? Наверняка, механика испорчена. Но нет, я путешествовал по миру игры где желал, головоломки боролись за место в моём уме. Каждая умоляла быть решённой. Загадка самого острова решается, если взглянуть на всю ситуацию под другим углом зрения.
Джонатан Блоу рассказал, что его новая игра создавалась с неким критическим взглядом на все игры с открытым миром. Большинство разработчиков игр с открытым миром наполняют его чем угодно — обычно это малоинтересный контент. Малоценные предметы, скучные NPC, набивающие оскомину квесты. Всё для создания иллюзии открытости мира. Блоу восхищают те игры, которые каждый раз задают смысл игре. Когда время, потраченное на игру с открытым миром, стоит того, это подкупает вдвойне. В The Witness всё это есть, уверяет автор инди-хита The Braid.
Процесс обучения был довольно обременителен для меня. Даже обучающие головоломки были некой частью общей картины игрового мира, не давали подсказок. Я узнал, как управлять цветом, узнал, что означают тетрисоподобные блоки, нашёл путь из лабиринта. Тайны острова стали постепенно открываться мне. Но всё ещё столько неизведанного в игре, столько паззлов не решено. The Witness потрясающая игра, которая восхищает не только размерами, но и границей возможностей. The Witness — игра, намеренно созданная сложной. Чем больше времени вы проводите в ней, тем более склонны решать другие паззлы, более уверены в своих интеллектуальных возможностях. По словам Блоу, нахождение нового — часть игрового процесса, как и сами головоломки.
The Witness будет выпущена на ПК и PS4. Решение загадок — интеллектуальный труд, который в конце вознаградится пониманием игры. И когда выйдет эта игра, я узнаю о ней всё.
Один на острове
В интервью Джонатан Блоу нам рассказал, что он стал геймдизайнером лишь потому, что играл в Myst. Давным-давно его привлекла эта игра, сейчас же он бы сделал кое-что по-другому в ней. Именно поэтому появилась игра The Witness. Начало его игры напомнит всем поклонникам первой части Myst именно о ней. Вы находите выход из странной пещеры и обнаруживаете необитаемый остров. Бродите и решаете головоломки. Единственное, чего нет в The Witness, это разрушающего, по мнению Блоу, весь жанр pixel-hunting'а. Обычно вы не знаете, что делает тот или иной рычаг. В 90-х такое геймдизайнерское решение могло иметь место, но в настоящее время — не должно, по мнению разработчика игры.
The Witness пробует решить эту проблему разделением паззлов на тематические группы. В игре вам нужно будет решать головоломки на специальных панелях, которые разбросаны по всему острову. Панели предназначены для начертания линий. Все головоломки в The Witness это некоего рода лабиринты.
Если в других играх подобного плана игрок не знал, что делать, то в The Witness цель всегда ясна — решать паззлы на панелях. Осторожно, многие паззлы бросят вызов вашему уму. Блоу поясняет, что в играх-головоломках игрок никогда не знал, что будет в той или иной игре. Это было минусом жанра. Создатели фильмов знают, что делать, если требуется снять фильм того либо иного жанра. В FPS игрок примерно знает, что будет делать и т.д.
Общая продолжительность игры объясняет, почему так долго игра всё ещё находится в разработке. Для инди-студии разработка игры, которая длится более шести с половиной лет, это как-то неслыханно. Но есть причины для такого затяжного процесса создания игры. Студия могла бы урезать контент, делать игру не на своём движке, использовать свои же ассеты, но Джонатана пугали такие перспективы. Успех The Braid позволил ему растянуть разработку на долгие годы. В разработке The Witness участвует восемь человек. Блоу нанял Орсолу Спаньол четыре года назад. Именно благодаря ей арты The Witness выглядят так вкусно. Орсола была нанята прямо после окончания школы, никакого опыта работы в игровой индустрии у неё не было. Ошеломительный успех The Braid и талант художницы вытянули The Witness до уровня, когда можно было показывать демоверсию игры. Даже издатель не помог бы. Разработка инди редко когда удовлетворяет все желания автора, давая волю куда большей фантазии. AAA-игры же вовсе консервативны, их авторам это почти недоступно.
В 2010 на Penny Arcade Expo разработчик показывал некий прототип игры The Witness широкой публике. Без афиширования своего авторства. Джонатану была интересна реакция людей, это не было тестированием фокус-группы или чем-то подобным.
Обычный геймдизайнер желает добиться от игрока вау-реакции, ведь решение головоломки поднимает самооценку, потом автор игры желает обучить игрока неким шаблонам, которые бы помогали игроку решать другие подобные головоломки. Что, само по себе, не по нутру Блоу. Инди-звезда души не чает в Valve, их методе обучения игроков основам геймплея, постепенного внедрения новых механик. Его лишь расстраивает, что корпорация не выпустила за продолжительное время почти ни одной игры. Но сам Джонатан не стал бы следовать лекалам Valve, так как их методы консервативны.
The Witness — «антининтендовская» игра, потому что игры Nintendo преподносят игроку на блюдечке с золотой каёмочкой почти всё.
Если кто-то из тестеров застрял на каком-либо уровне, команда не переделывает его. Она не боится, что какой-нибудь паззл будет очень сложным для игрока. Для этого у игры есть открытый мир, в котором полно других головоломок. Судьбой предначертано паззл-игре быть трудной.
В игре The Witness вы сможете увидеть предостаточно мест с самого старта. Хотите подбежать к мельнице, расположенной почти в центре острова — без проблем. Видите остатки кораблекрушения на берегу — вперёд к ним! Остров ваш! В игре есть кнопка, которая позволяет переместиться с одной крайней точки острова к другой. Занимает эта пробежка несколько минут. Огромнейший мир, полный контента. Напичканный головоломками.
Сам Джонатан не хвалится размерами мира. Skyrim имеет fast-travel, значит, в игре ненастоящий открытый мир, поясняет он.
Мир игры The Witness полон примечательных мест — огромный замок, пустынные руины. Остров можно разделить на несколько типов местностей: болото, осенний лес и т.д. Каждый паззл невербально намекает на что-либо игроку. Разработчики уверены, есть несколько головоломок, непосильных для решения большинству игроков.
Многое изменилось за шесть с половиной лет. Игра The Braid возымела успех, потому что было мало качественных инди-игр. Сервис Xbox Live Arcade протолкнул игру Джонатана. Но отношения с MicroSoft ухудшились с тех пор. И платформы, на которые выпустится The Witness, по этой причине изменились. Вначале автор желал выпустить игру на старых платформах — Xbox 360 и PS3. Но стало очевидно, что она не запустится на старом консольном железе. Тогда был отменён выход игры на этих платформах. Началось бурление.
Тогда Sony спросила, не желает ли студия выпустить свою игру на новой PS4, выход которой они собирались анонсировать. Бинго! Команда развлекала себя тем, что творила трейлер.
Джонатан Блоу является партнёром Indie Fund, и так как в XBLA было много игр, он спонсировал их. Корпорация MicroSoft давила на других разработчиков. Не нужно говорить, что Блоу был против таких драконовских методов. С некоторыми участниками MicroSoft были всё же хорошие отношения, поэтому Джонатан хотел дать им второй шанс. Но у корпорации не было никаких планов по выпуску The Witness. Sony же явила пример великодушия, предоставив студии на E3 небольшую комнату вместе с оборудованием. Возможно, чуть позже игра выйдет на iOS. Команда проверяет мощность Apple TV.
The Witness — это игра, которая сначала кажется замысловатой, лишь спустя некоторое время приходит понимание всей ситуации. Это тот тип игры, который дарит некий инсайт, моменты озарения. Создать непроходимую головоломку, вызвать соответствующие чувства у игрока — одна из целей, поставленных Джонатаном при разработке The Witness.
У Блоу в запасе ещё несколько идей, в целом на три игры. У одной идеи есть 40-часовой прототип. Но Джонатан не уверен, будет ли он дальше работать или нет. Это зависит лишь от успеха The Witness.